Буковская Елена Вячеславовна 

Участник   районного конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года – 2012"

Образование: среднее специальное, педагогический класс шк.№ 117 в 1990 году

Квалификационная категория: первая

Педагогический стаж: 21 год

Педагогический стаж работы в ДОУ: 21 год

Поощрения: грамота в 2012 году «За победу и организацию конкурса детских творческих работ «Зимняя фантазия» ЦУМ», Благодарственное письмо от родителей группы №12 – 2010 год, грамота ТЦ «Золотая миля» «За организацию конкурса детского рисунка «Зимняя фантазия» в 2011 году».

Опыт работы: «Организация туристско-краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Публикации: 2011 год -  http://doshkolnik.ru/ «Организация туристко-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста», 2012 год  - http://pedsovet.org/ «Использование дидактических игр в области «Познание» с целью обогащения туристских знаний у детей старшего дошкольного возраста».

Использование в работе с детьми авторских технологий: Здоровьсберегающие технологии, разработала перпективный план работы кружка «Рюкзачок».

Определение собственного стиля педагогического общения: демократичный

Педагогическое кредо: не быть назойливой: у каждого свой мир интересов и увлечений; детям больше самостоятельности и права выбора; не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия; уметь вставать на позицию ребенка, видеть в нем личность, индивидуальность; помогать ребенку быть социально значимым и успешным; предоставляешь требования к воспитанникам, проверь, соответствуешь ли им сам; все новое – это интересно!

Почему нравится работать в дошкольном учреждении: Свою жизнь я посвятила детскому саду. Моя профессия – воспитатель. Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких шалунишек, без их горящих глаз, без ста вопросов «Почему». Наверное, не случайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад. Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят; в который я спешу с интересными идеями, хорошим настроением. Я думаю, что только профессия педагога даёт волю буре чувств и эмоций, почву для размышления и творчества. Я творческая и очень эмоциональная личность. Мне хочется стать для своих малышей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать им как красив и приветлив окружающий мир. Как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии. Основанием своей профессии я считаю именно любовь и доброту, так как жизнь большинство наших детей не балует. Лицо России для меня - это лицо ребенка. И в таком случае в моей работе на первый план выходит простое человеческое: помочь, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Потому что самая большая ценность на земле это дети. То, во имя чего мы живем. Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына, то для кого этот дом и дерево? Давно принято считать, что моя профессия призывает «сеять разумное, доброе, вечное». Но что и как из посеянного порастет? Ответ на этот вопрос остается в тени. А это важно, как взрастить посеянное. Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке, ввести его в окружающий мир, дав знания о мире, о его природе, о человеке как главной составляющей этого мира. Я думаю, что смогу сделать все, чтобы в двадцать первом веке оценили не только меня, но и моих воспитанников. И я думаю, что когда мои дети подрастут и станут взрослыми людьми, они оценят мои старания. Самой лучшей наградой за мой труд станет умение моих воспитанников жить в гармонии с окружающим миром, умение воспитывать эти качества в своих детях.

Говоря о цели участия в конкурсе «Воспитатель года», хочу в первую очередь отметить необходимость поделиться своим опытом и познакомиться с опытом коллег, открыв для себя новые горизонты в педагогической практике. Участие в  конкурсе – это ещё одна ступень моего личностного развития.

Девиз выступления на конкурсе: «… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В.А)

Публикации:

Статья 1.

«Организация туристко-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста».

Воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей № 322 города Нижнего Новгорода Буковская Е.В.

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,-
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.                                                                                                                                                                                                                         К.Симонов

Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребёнка является туристско-краеведческая деятельность (ТКД). Она предполагает как физическое, так и духовное развитие детей, а специальные условия ТКД создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Выбор темы - организация туристическо - краеведческой  деятельности с детьми дошкольного возраста не случаен, т.к. приоритетное направление работы нашего детского сада – физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Эта тема актуальна, так как туристическо-краеведческая деятельность – одно из эффективных средств формирования полноценной развитой личности ребенка, его интеллектуально-познавательное, нравственное, нравственное, экологическое, трудовое, эстетическое и физическое развитие. Данный вид  деятельности помогает ребенку, растущему в условиях дефицита общения с природой, войти в окружающий мир, сориентироваться в нем, сблизиться с природой, научиться любить и беречь ее, стать физически крепким, выносливым, духовно богатым человеком.

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т.д. Так воспитываются любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям. В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Это и гордость за прошлые подвиги дедов, и любовь к родной природе, и желание приумножить своим трудом силы, богатство Родины, и уважение к культурным ценностям своего народа и стремление быть там, где труднее, и чувство ответственности за судьбу своей Отчизны, и готовность в любую минуту встать на её защиту. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет то, что окружает человека.Будучи по природе коллективистской, туристско-краеведческая деятельность способствует развитию у ребёнка науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создаёт возможность для проявления патриотических чувств  в добрых делах, прежде всего – в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, а гражданственность в соблюдении чистоты в микрорайоне, лесопарке и т.д.

Безусловно, туристическо-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и эстетического воспитания.

Туристические прогулки способствуют оздоровлению детей. Именно цикличные движения, характерные для ТКД способствуют развитию физических сил, выносливости, обеспечивают устойчивость к респираторным  и сердечно-сосудистым заболеваниям. Кроме того, цикличные движения благоприятно отражаются на настроении, повышают аппетит, улучшают сон.

Организация простейшего туризма с детьми ведется по 4 направлениям:

-ознакомление с природой (река Левинка в разные сезоны, экскурсия в зимний сквер около гимназии №87, экскурсия в осенний Сормовский парк)

- ознакомление с историей микрорайона ( экскурсия в библиотеку им.А.С.Пушкина на выставку, посвященную Великой Отечественной войне ,  экскурсия по улицам, получившим названия в честь земляков-участников Великой Отечественной войны Никонова, Клюева, Безрукова, экскурсия к школе № 115, экскурсия к школе №68. на площадь Героев, к д/к «Победа»)

- ознакомление с культурными достопримечательностями района (экскурсия в библиотеку им.А.С.Пушкина по ознакомлению с работой библиотекаря, на концерт инструментального оркестра, посещение Музея искусств на выставку керамических и глиняных изделий, принимали участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города , Дню Победы и др.

- ознакомление с различными объектами социума микрорайона  (экскурсия в Дом спорт «Нижегородец», на стадион «Старт», спортивную площадку гимназии №87, в больничный комплекс: взрослая поликлиника №17, детская поликлиника №42, больница №42,  взрослая больница №30, травмпункт, молочная кухня, роддом №5, профилакторий МСЗ, бензозаправка «Лукойл», гимназия №87, сбербанк, райисполком, магазины микрорайона).

Формы работы:

-Беседы «Кто такие туристы?», «Что такое туризм?», «Что такое план, его значение, отличие от рисунка»;

-практическая деятельность «Рюкзак и туристическое снаряжение»;

-организованная деятельность, самостоятельная деятельность  по ознакомлению  с  планом, картой, развитию навыка ориентирования, самостоятельное составление планов групповой комнаты, участка детского сада, своей комнаты, маршрута от дома до детского сада, плана маршрутов в микрорайоне;

-решение проблемных ситуаций;

-рассматривание иллюстраций, журналов, открыток;

-чтение художественной литературы (загадки, стихи, рассказы, пословицы);

-прослушивание записей  детских походных песен, звуков природы;

-разучивание туристических песен;

-дидактические и  подвижные игры;
-продуктивные  виды деятельности;

-чтение «Секретных писем» с помощью зеркала;

-организация «Зеленой аптеки» на территории детского сада;

-составление гербариев лекарственных растений;

-заготовка природных материалов для практической деятельности, детского творчества, конструирования;

-практическая деятельность: дети учатся  правильно одеваться для похода, укладывать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях и травмах и т.д.;

-игры-упражнения, игры-соревнования;

-дневник наблюдений, оформление план-карты нашего микрорайона;

-оформление «Книги экскурсий и походов»;

-1 раз в квартал «Дни здоровья» на природе.

Результаты работы:

-Туристическо-краеведческая деятельность способствовала становлению и обогащению познавательной сферы. Детьми усвоены многие причинно-следственные связи в окружающей действительности. 97% детей к концу подготовительной группы научились анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать; рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий;

-снижение заболеваемости и укрепление физического здоровья детей, мониторинг показал высокий коэффициент выносливости;

-дети освоили приемы первой медицинской помощи;

-повысился интерес родителей к организации ТКД, увеличилось количество семей, использующих прогулки с детьми за городом как средство познавательного, экологического и физического воспитания детей, упрочился контакт педагога с родителями;

-у детей обогатились знания и представления об окружающей жизни микрорайона, города;

-сформировался интерес к истории, природе и культурным традициям родного края;

-поднялся авторитет «незаметных» детей в результате индивидуального подхода;

-в группе обогатилась предметно-развивающая среда (создан уголок туризма, «Музей туризма» при спортзале).

Безусловно, туристическо-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, т.к. решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и эстетического.

Статья 2.

«Использование дидактических игр в области «Познание» с целью обогащения туристских знаний у детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей № 322 города Нижнего Новгорода Буковская Е.В.

Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребёнка является туристско-краеведческая деятельность (ТКД). Она предполагает как физическое, так и духовное развитие детей, а специальные условия ТКД создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности.

Туристическо-краеведческая деятельность – одно из эффективных средств формирования полноценной развитой личности ребенка, его интеллектуально-познавательное, нравственное, экологическое, трудовое, эстетическое и физическое развитие. Данный вид  деятельности помогает ребенку, растущему в условиях дефицита общения с природой, войти в окружающий мир, сориентироваться в нем, сблизиться с природой, научиться любить и беречь ее, стать физически крепким, выносливым, духовно богатым человеком, а использование дидактических игр в ТКД способствует обогащению знаний в области «Познание». Так какие игры можно предложить детям?

 «Пора в поход»

Цель: научить детей правильно отбирать вещи, которые необходимы для похода.

Рекомендации: группа детей делится на 3—4 подгруппы, каждой подгруппе предлагается набор вещей, среди которых могут быть: котелок, ножницы, утюг, ведро, кружка, зонтик, зубная щетка, чемодан, спички, карандаши, фотоаппарат, свеча, подуш­ка, носки, спицы, ложка, компас, стакан, кастрюля и т. д. Де­тям надо отобрать все необходимое для похода.

Примечание: вместо вещей (натуральных) можно исполь­зовать комплект картинок с изображением перечисленных выше предметов.

«Мы готовимся к походу»

Цель: воспитывать интерес к туризму; выяснить степень подготовленности детей к проведению туристских прогулок.

Рекомендации: воспитатель предлагает детям отправиться в поход, предупреждает, что в пути их ждет много препятствий и трудностей. Игра проводится в форме ответов, вопросов, беседы, просмотра слайдов о туристской прогулке. Взрослый выясняет, смогут ли дети правильно собрата рюкзак, приготовить обед, разобраться в карте, воспользоваться компасом.

Примечание: игра проводится в группе; игру можно про­вести как соревнование между двумя командами.

«Мы отправляемся в поход»

Цель: овладение и закрепление туристских навыков и уме­ний.

Рекомендации: игра проводится в виде выполнения зада­ний:

  • правильно отобрать вещи для похода и уложить их в рюкзак;
  • на привале: приготовить обед (брать только знакомые продукты, отличать съедобную пищу от несъедобной);
  • переправиться с одного берега реки на другой по уз­кому мостику (переходить гимнастическую скамейку);
  • нарисовать карту пройденного пути (с помощью взрос­лого)
  • составить рассказ о походе с приложением рисунков, аппликации и т.д.

Примечание: Игра может проводиться в группе, на участ­ке, в лесу.

«Отмечать на  карте свое местонахождение»

Цель:   закреплять умение составлять карту;

Рекомендации: Детям предлагается разделиться на 3—4 подгруппы и разместиться в любом помещении группы: в раздевал­ке, в групповой комнате, в спальне и т. д.; начертить план то­го помещения, где они разместились и отметить на плане-карте свое местонахождение.

Примечание: свое местонахождение дети отмечают любым знаком (крестик, кружок), договорившись об этом заранее.

«Смотри,   запомни, расскажи»

Цель: учить внимательно смотреть и запоминать увиден­ное, уметь рассказать об этом; развивать наблюдательность.

Рекомендации: перед выступлением в поход воспитатель говорит детям, чтобы они внимательно смотрели и запоминали ме­стные ориентиры, их характерные особенности (поваленное дере­во, зеленый мост и т. п.). На привале или на окончании похода воспитатель выясняет, что увидели и запомнили дети.

Примечание: игра может проводиться в форме соревнова­ния. Побеждает та команда, которая назовет больше ориентиров.

«Что ты заметил»

Цель: закреплять умение определять стороны горизонта, развивать наблюдательность.

Рекомендации: игру удобно проводить «а возвышенном мес­те. Взрослый предлагает повернуться, например, на Юг и внима­тельно осмотреть местность, которую они видят. Затем дети по­ворачиваются на 180° и рассказывают по памяти, что они видели. Примечание: если дети затрудняются назвать ориентиры, перед игрой воспитатель может рассказать детям, какие предметы могут служить ориентирами.

 

 

« Шаг — 1, шаг — 2...»

Цель:  учить детей измерять расстояние шагами.

Предварительная работа: научить детей делать шаги все­гда одинаковой длины. Очень полезна и уместна для этого под­вижная игра «Штандер—стоп».

Рекомендации: игра проводится в том случае, если есть задание или приказ типа: «Отсчитайте пять шагов прямо на за­пад, повернитесь направо и сделайте два шага назад и т. д.»

Примечание: для закрепления можно использовать эту игру в любой деятельности: на занятиях, на прогулке, в играх и т.д.

«Вперед по компасу»

Цель:   учить ходить по компасу.

Рекомендации: детям дается задание: дойти до березы, которая растет в направлении севера. Детям дают в руки компас и надевают большой козырек от солнца на резинке таким образом, чтобы он видел небольшой участок дороги перед собой. С помощью компаса дети должны найти нужное направление и дойти до намеченного ориентира.

 

 

Итак, использование дидактических игр с целью обогащения туристских знаний у детей старшего дошкольного возраста позволяет  пополнить объем знаний в области «Познание», а детский туризм, в системе физкультурно-оздоровительной работы  зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма.

© sad-322nn
Создать бесплатный сайт с uCoz