Физкульт-ура!
Организация рациональной двигательной активности детей.
Основные принципы организации
двигательной активности в МДОУ детский сад №322:

· Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.

· Двигательная активность сочетается с общедоступными закаливающими процедурами.

· Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.

· Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья. (листы здоровья)

· Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.

· Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

В ДОУ проводятся разные типы занятий по приобщению детей к физической культуре:

· обучающие, развивающие занятия, состоящие из трех частей и включающие весь спектр двигательных действий; эти занятия направлены на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков;

· сюжетные - разные виды физических движений, хорошо знакомые детям, объединенные одним сюжетом («Ярмарка», «Путешествие в зимний лес» и др.). На этих занятиях закрепляются приобретенные умения и навыки выполнения определенных двигательных действий, воспитывается интерес к выполнению различных двигательных заданий и физических упражнений;

· комплексные, интегрированные занятия - способствуют физическому и социально-эмоциональному развитию детей, направлены на синтез различных видов деятельности;

· игровые - решение поставленных задач реализуется в процессе проведения подвижных игр разной интенсивности, игр-эстафет; в процессе их проведения совершенствуются приобретенные умения и навыки, физические качества, двигательная самостоятельность, социально-эмоциональное развитие;

· занятия педагогической диагностики методом наблюдения (направлены на определение уровня развития у детей движений в начале и конце учебного года);

Обучающие или развивающие занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к физической культуре проводятся в ДОУ 3 раза в неделю (одно из этих занятий проводиться на свежем воздухе).
Каждое занятие по приобщению к физической культуре состоит из трех частей: подготовительной (вводной), основной и заключительной.
В подготовительной (вводной) части инструктор по физической культуре постепенно подготавливает организм ребенка к предстоящей физической нагрузке, активизирует работу основных органов и систем, обеспечивает высокий эмоциональный уровень для проявления детьми интереса к последующей физической деятельности, психологически позитивно настраивает детей на участие в процессе физического развития. В этой части занятия детям предлагается выполнение самомассажа, различных видов основных движений (ходьбы, бега, ползания и др.). Кроме того, дети выполняют ряд специальных общеразвивающих упражнений из разных исходных положений для подготовки организма к выполнению заданий основной части занятия. Детям предлагается выполнить знакомые движения, способствующие формированию рефлекса правильной осанки, профилактике плоскостопия, развитию культуры движений.
В основной части занятий дети осваивают новый материал, разучивают новые общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами из разных исходных положений. Эти задания способствуют развитию основных физических, двигательных качеств. В этой же части занятия дети повторяют пройденный материал, закрепляют и совершенствуют приобретенные ранее умения и навыки. В конце основной части занятия дети играют в подвижные игры.
В заключительной части занятия детям обеспечивается время на полное восстановление работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, пульс должен вернуться к норме. От повышенной мышечной активности организм должен вернуться к спокойному состоянию. Для этого инструктор по физической культуре использует различные виды ходьбы, ползание, дыхательные упражнения, задания на больших ортопедических мячах и игры малой подвижности (на внимание) и т.д.
Для создания позитивной эмоциональной обстановки на занятиях используется музыкальное сопровождение.
Формы физкультурной работы в ДОУ
Кроме разных типов занятий по приобщению детей к физической культуре в ДОУ существуют и такие формы работы как:
1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:

· утренняя гимнастика;

· подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе;

· физкультминутки;

· физические упражнения после дневного сна;

· закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями;

· физкультурные паузы (проводятся во время занятий разных разделов Образовательной программы; чаще всего, после основной части – перед заключительной);

· динамические паузы (проводятся в перерывах между занятиями разных разделов Образовательной программы).

2. Индивидуальные занятия и дифференцированная работа.
3. Самостоятельная двигательная деятельность.
4. Физкультурные праздники.
5. Мини-беседы.

Организация каждой из этих форм приобщения детей к физической культуре имеет свою специфику.
1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:

· Утренняя гимнастика. Для создания бодрого настроения, активизации детей, но при этом, не оказывая переутомляющего воздействия, в ДОУ ежедневно проводится выполнение комплексов утренней гимнастики, соответствующих по своему содержанию основному учебному материалу (то есть, выполнение уже разученных упражнений). Для повышения положительного воздействия утреннюю гимнастику проводят под музыкальное сопровождение.

Утренняя гимнастика также состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В содержание вводной части утренней гимнастики включаются разные виды ходьбы, бега, прыжков, ползания, дыхательная гимнастика, ритмические задание. В основную часть комплекса утренней гимнастики целесообразно включены общеразвивающие упражнения для разных мышечных групп, выполняемые из разных исходных положений, без предметов и с предметами, а также и на снарядах (детских стульях, гимнастической скамейке, лесенке и др.), танцевальные и выразительные упражнения. В заключительную часть входят игры на внимание, упражнения на большом ортопедическом мяче.

· В ДОУ проводятся подвижные игры и физические упражнения на воздухе, которые способствуют развитию и укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма. Обеспечивается процесс закаливания, повышается сопротивляемость организма простудным, инфекционным заболеваниям.

· Физкультминутки проводятся в виде кратковременных двигательных заданий между занятиями разных разделов Образовательной программы с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. Длительность проведения 1,5-2 минуты. Формы проведения – общеразвивающие упражнения, подвижные игры, танцевальные движения, выполнение движений под стихотворный текст и т.д.

· Физические упражнения после дневного сна выполняются с целью пробуждения, активизации двигательной деятельности. В игровой форме выполняются несколько хорошо знакомых детям упражнений. Во всех группах детского сада имеются пособия и атрибуты, изготовленные своими руками для предупреждения искривления осанки и для профилактики плоскостопия (ростомеры, стены осанки - сюжетные, различные массажные коврики для хождения босиком и.т.д.)

· Динамические паузы проводятся в перерывах между занятиями разных разделов Образовательной программы. В содержание динамических пауз включены разные задания с предметами (мячами, обручами, скакалками и др.), подвижные игры, игры-эстафеты, танцевальные и ритмические задания.

· Физкультурные паузы проводятся на разных занятиях разных разделов Образовательной программы, требующих большого умственного напряжения (познание окружающего мира, формирование элементарных математических представлений, приобщение к культуре речи и подготовка к освоению грамоты, художественно-творческие виды деятельности). Эта форма двигательной деятельности детей снимает мышечное напряжение, восстанавливает мышечный тонус, мобилизует внимание и восприятие, активизирует умственную деятельность. В содержание физкультурных пауз воспитатели включают задания с массажными мячами, кольцами, палками и другими предметами. Также используются ритмические задания (хлопки в ладоши), элементы пальчиковой гимнастики, упражнения для плечевого пояса, прыжки, подскоки и другие виды движений.

2. Индивидуальные занятия и дифференцированная работа Индивидуальную работу воспитатели проводят с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии (дифференцированная работа предполагает активизацию малоподвижных детей и, наоборот, снижение нагрузки с гиперактивных детей) и по рекомендациям инструктора по физической культуре.
3. В ДОУ видна самостоятельная двигательная деятельность - это уникальная возможность закрепления приобретенных умений и навыков выполнения определенных физических упражнений, раскрытия творческого потенциала детей в игровых ситуациях, полная самореализация двигательной деятельности.
4. Одной из форм организации двигательной деятельности в ДОУ являются физкультурные праздники. Детям имеют возможность поучаствовать в соревновательных заданиях, проявить свое мастерство, выразительность, индивидуальность, получить эмоциональный заряд бодрости.
5. Проведение мини-бесед по «Валеологии». В таких беседах воспитатели более подробно останавливаются на знаниях о здоровье, закаливании, строении человеческого тела, о развитии физического интеллекта и других важных темах, связанных с формированием у детей представлений о здоровом образе жизни.

 

© sad-322nn
Создать бесплатный сайт с uCoz